О
бразование является одним из усло-
вий устойчивого развития — это утверж-
дение сегодня ни у кого не вызывает воз-
ражения.
В.И. Вернадский проследил эволюцию биосфе-
ры и пришел к выводу, что деятельность человека,
преобразующего поверхность Земли, по своим
масштабам стала соизмерима с геологическими
процессами на планете. Негативный по качеству
продукт антропогенной деятельности стал приме-
шиваться к естественным круговоротам и иска-
жать их, провоцируя несовместимые с жизнью
и нормальной репродукцией кризисные ситуации.
Таким образом, объектом геоэкологических ис-
следований становится система «человек — при-
рода — общество», а ведущей парадигмой — антро-
поцентризм.
Возникающие в связи с деятельностью человека
проблемы выходят за рамки экологии как биоло-
гической науки, приобретают направленный со-
циальный и политический характер.
Очевидно, что особое значение имеет эколо-
гическое образование и как его следствие — эко-
логически обоснованное принятие решений
компетентными лицами. Понимание проблем
природопользования переходит из области «созер-
цательной» в область геополитическую и экономи-
ческую.
Формальное экологическое образование —
направление, освоенное педагогической наукой,
реализуется оно в вузах и имеет соответствующую
специализацию. Осуществляется подготовка спе-
циалистов пока по стандартам второго поколения,
но в стандартах третьего поколения, которые
по мере подготовки будут утверждены, будет реа-
лизован компетентностный подход — т. е. способ-
ность решать проблемы, принимать природосо-
образные решения.
Трудность принятия таких решений, несмотря
на понимание последствий, состоит в том, что
пока сегодня экономическая выгода превалирует
над экологической целесообразностью. (Достаточ-
но вспомнить, что происходит с вырубкой леса,
с загрязнением и «присвоением» акваторий).
Целью двухступенчатой образовательной систе-
мы (бакалавриат и магистратура) является осво-
ение требуемого перечня компетенций в рамках
определенного направления (профиля) и форми-
рование компетентного бакалавра или компетент-
ного магистра. Заметим, что проблемный подход
к обучению в значительной мере будет способство-
вать формированию компетентных специалистов,
свободных в решениях проблем.
На сегодняшний день исторически сложилась
система высшего профессионального образова-
ния, которая состоит из двух образовательных
подсистем: непрерывная подготовка дипломиро-
ванных специалистов (5 лет) и ступенчатая —
бакалавры (4) и магистры (6). Существует мнение,
что при быстром обновлении технологий и знания
нецелесообразно готовить «узких» специалистов
в стенах вуза в течение 5 лет, поэтому введение
широкой бакалаврской программы с последующей
специализацией в магистратуре или на производ-
стве будет соответствовать меняющемуся рынку
труда. Считается, что такая система будет более
гибкой и будет соответствовать потребностям об-
щества. Однако очевидно, что этот аргумент не
О формальном и неформальном
геоэкологическом образовании
А.М. Макарский
кандидат педагогических наук, доцент,
действительный член Русского географического общества
Т.С. Комиссарова
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина Образование для устойчивого развития
47
http://www.ecolife.ru
относится ко всем специальностям. От экспери-
ментов свято охраняются такие специальности,
как медицина, информационная безопасность,
хотя никто не возражает, что природопользование,
геоэкология и прикладная экология определяют
природно-экологические условия жизнедеятель-
ности общества, устойчивое развитие территории,
и их роль достаточно важна. Здоровье общества не
менее важно, чем здоровье человека, и сроки под-
готовки и тех и других специалистов связаны
с обширными и разносторонними практиками.
По нашему мнению, работая по существующим
стандартам второго поколения, необходимо раз-
вивать стандарты третьего поколения, но при этом
не разрушать той системы высшего образования
в области природопользования, которая уже сло-
жилась (особенно на естественно-географических
факультетах), а дополнять ее прикладной экологи-
ей в различных формах, отвечающих на эколого-
географические вызовы современности.
Уповать на то, что стандарты третьего поколе-
ния, прописанные компетентности и двухуровне-
вая система обучения решат проблемы российско-
го экологического образования в целом, а тем
самым в перспективе и устойчивого развития тер-
риторий, пока затруднительно.
Одной из важнейших задач, стоящих перед эко-
логическим, геоэкологическим образованием, об-
разованием в области природопользования, долж-
на быть подготовка специалистов, максимально
способных обеспечивать в конечном итоге эколо-
гическое равновесие в биосфере и устойчивое разви-
тие геосистем.
Что касается неформального экологического
образования* (точнее даже, просвещения) школь-
ников, населения, то для российского сообщества
это сравнительно новое направление, пришедшее
с Запада в 60–70-е годы прошлого века как реак-
ция на то, что школа больше не являлась един-
ственным местом обучения и не могла монопольно
претендовать на просветительскую роль в обще-
стве. У неформального образования есть свои от-
личительные черты:
• функциональный характер содержания, его
восприимчивость к местной среде и способность
чутко реагировать на ее потребности;
• специфика целей (часто устанавливаются на
ближайшую перспективу, ограничиваются геогра-
фически, контекстуально или рамками группы);
• программа составляется с учетом конкретных,
заранее определенных потребностей с ориентаци-
ей на учащегося;
• гибкость в осуществлении;
• неоднородность целевых групп;
• деятельность, поддающаяся организации
и систематизации, чуждая рутине;
• деятельность, эпизодически организуемая
и краткосрочная;
• использование преподавателей-добровольцев
или нештатных преподавателей, привлечение не-
профессионалов с оплатой или на добровольных
началах;
• самоокупаемость и широкое участие.
В практике современного экологического обра-
зования существует, на наш взгляд, одна опасная
тенденция — ориентация на преобладание «знание-
вого» компонента. Но формирование и развитие
личности как интегративной целостной системы и
ее социализация невозможны лишь путем усвоения
знаний и выработки умений и навыков на уроках.
Усвоение экологических знаний еще не решает во-
просов воспитания и формирования необходимых
убеждений и мотивов поведения и деятельности.
В неформальном экологическом образовании,
например, в Ленинградской области широкое при-
знание получила такая организационная форма,
как летние экологические лагеря. Уникальным
опытом в этом отношении являются разработка и
практическая реализация модели воспитательной
системы геоэкологического лагеря Войскоровской
школы Тосненского района. Эта форма также
успешно реализуется в школах № 7, № 9 г. Гатчины,
СЮН г. Выборга, в школе № 7 г. Сосновый Бор.
Наиболее результативная экспедиционная деятель-
ность Тихвинского детского экологического центра
и Сельцовской школы Волосовского района дает
заметные положительные результаты в деле воспи-
тания подрастающего поколения. Дальнейшее раз-
витие неформальное экологическое образование
получило в связи с созданием в образовательном
пространстве Ленинградской области Малой акаде-
мии наук экологии и краеведения (МАНЭК).
МАНЭК — это добровольное творческое объедине-
ние старшеклассников при ЛГУ им. А.С. Пушкина,
ориентированных на исследовательскую деятель-
ность в области экологии и экологического краеве-
дения. Их опыт подтверждает, что к формированию
экологической культуры необходимо подходить
комплексно, системно, учитывая глубокую объек-
тивную взаимосвязь между обучением, воспитани-
ем и развитием личности и их экологизации.