Из статьи Александра Александровича Любищева:

Жажда бескорыстного знания. «Потомство великих ученых, мыслителей, поэтов, провидцев обычно малочисленно; те, что шли дальше уже общепринятого или думали о недозволенном, гибли во все века. Индивидуальный отбор, вероятно, во все века действовал против чрезмерно любознательных, против стремившихся к познанию. Но зато на генотип, устремленный к усвоению, познанию и пониманию, работал групповой отбор, иногда необычайной мощности» и «Но именно жажда познания нового и истинного, скрытого заставила работать в науке сотни тысяч людей до того, как этот труд стал хорошо оплачиваться и почитаться. Жажда знания и понимания обуревала множество людей: жречество, монашество, знахарство, шаманство, алхимия, талмудизм, каббалистика, сектанство, она уводила в изучение Библии, Корана, конфуцианства».
Какое необыкновенное разнообразие духовной деятельности человека объединено! Но если все это выработано естественным отбором, то, значит, все полезно для коллектива. Отбор мыслимо представить всегда как выделение свойства по какому-либо одному или немногим параметрам: например, величина, содержание той или иной соли в крови, скорость бега и прочее. Трудно уже со сложными морфологическими призна
ками, а отбор по отношению к жажде знаний, охватывающей такое необыкновенное разнообразие явлений, выходит за пределы всякого вероятия. А кроме того, совершенно ясно, что очень многие весьма устойчивые коллективы никакой жажды знаний в широком масштабе необнаруживают.
  Сравним древний Рим с другими странами: в Риме, конечно, количество «жаждущих знаний» было в минимуме, и, однако, он одержал победу на длительное время. Какая «жажда знаний» была в монгольской империи Чингисхана? И, однако же, империя победоносно развивалась в течение столетий. Скорее можно формулировать положение, что наиболее победоносными коллективами являются те, которые одержимы определенным несложным комплексом идей. Понятно, почему такие коллективы впадают в догматизм и всячески борются с малейшими по пытками «ревизионизма». Кроме того, «жажды знаний» недостаточно, и только там эта жажда приводит к успешному результату, где сопровождается способностями. А необыкновенные способности в области науки
и искусства, проявляющиеся изредка совсем в юном возрасте (вспомним хотя бы Паскаля и Моцарта) — неужели все это полезно для коллектива и выработано естественным отбором?

Любищев Александр Александрович: 5 апреля 1890, Санкт-Петербург — 31 августа 1972, Тольятти) — энтомолог. Известен благодаря своим работам более общего характера по применению математических методов в биологии, по общим проблемам биологической систематики, теории эволюции и философии, а также тем что создал систему учёта времени (тайм-менеджмента), планировал всю свою жизнь с ее помошью, пользовался ею в течение 56-и лет (с 1916 по 1972 годы).