К.М. Хайлов
доктор биологических наук, Севастополь
А.В. Празукин
кандидат биологических наук, Севастополь
prazukin@mail.ru
Д.М. Смолев
кандидат медицинских наук, Москва
dsmolev@yandex.ru
«Философский камень», «чашу Грааля», «зерно истины», «клеточку жизни» человечество веками искало, но тщетно. Работали физики с химиками — нашли атом. Пошли в глубь атома — нашли атомную бомбу; «зерно», да не то. Биологи упорно трудились, нашли хромосомы и подумали, что в них истина. Затем другие биологи, об руку с химиками и физиками, нашли молекулы ДНК. Казалось, вот настоящее «зерно истины», наномасштабное. Да, для селекции гороха и кукурузы это как раз подходит; однако у человечества «зерно истины», да и «философский камень» покрупнее, другого масштаба и качества. В конце XX века появилась надежда на особые, теплые, истинно человеческие «ключевые слова». У всех научно пишущих их обязательно стали требовать: скажите, откройте!
Наоткрывали столько, что поди теперь разберись…

Люди спрашивают: что происходит, откуда кризисы?

Происходит глобализация человечества, но к ней не готовились и не готовы сегодня. Так как же не быть кризисам? Общего «Дома жизни», кем-то  без нас выстроенного и давно обжитого, веками не сознавали. Зачем какое-то общежитие? Как оно выглядит? Крыша на нем есть и много ли этажей? Туалет в доме или ходить на улицу, в космос? Какое место в общежитии отведено людям? Сказать, что место людей в их местообитании — чистое пустословие. Точнее: где именно обитаем и хороши ли соседи? Отвечали уверенно, но кругом ошибались. Судите сами. В последней четверти XX века на обложках книг «о природе», да и в учебниках, стояли две расхожие формулы: «Природа и Человек» и «Человек и Биосфера». Человек выше Природы, а от Биосферы сбоку или в другом месте? Соседи Человеку не требуются? Один на Земле проживет? Обе формулы ложны, ведут в тупик, к одиночеству.

Верную формулу давно предложил В.И. Вернадский: «Биосфера и человечество в ней, вместе со всеми соседями», но тогда не вникли, слишком вознесли абстрактного Человека; якобы он sapience — разумный, диким соседям не пара. Туманное понятие «природа» вникнуть тоже не помогало. Что такое земная природа, ни в одном учебнике и научном словаре не разъясняется. Четких границ нет, размеры не заданы, состав частей произвольный, структура — какая хочешь. Главные обитатели громко объявлены, но появились сомнения: это непременно люди или, допустим, львы? А может, важнее невидимые бактерии? Как давно выяснилось, а теперь подтверждается, они посильнее и львов, и людей — берут числом и токсинами, да еще и мутируют сразу во многих местах. Наука XX века невнятное понятие «земная природа» дополнила гораздо более содержательным: «обитаемая область Земли», она же — биосфера, область взаимодействия Гео и Био. По виду это сплошной пленочный слой, плотно облегающий рельефную земную поверхность.

Внутри слой очень комфортный: просторный, прозрачный, регулярно орошаемый, с горами, морями, озерами, с лесами, рощами и лугами, с красивыми клумбами и фонтанами. Практичным, деловым людям жилой слой тоже очень подходит: с надежной земной корой под ногами, с атмосферой и самолетами, с гидросферой и мировым флотом, с почвами и урожаями — обширное поле для бизнеса. На радостях люди объявили себя «высшими» и «культурными», живут в биосфере сверху, в многоэтажных домах, прогуливаются и проветриваются, а существа «низшие», «некультурные», как и положено, живут снизу, в разных земных закоулках. У биосферы своя эволюция, сложная организация и собственный обмен веществ — глобальная кухня. Кухня стала изрядно дымить, льет отходы и громоздит мусор. Жить в этом слое нам пока еще нравится, но к соседним планетам уже приглядываемся. Есть пока только одна забота: жителям, от науки далеким, биосферу даже представить себе трудно, а понять — тем более. Что за пленочный слой? Не износился бы вдруг… И в самом деле: жители видят его изнутри, а понимать изнутри неудобно, глаза испортишь, мозг повредишь. Учились, но без большого желания, поскольку в учебниках объясняют: «местообитание» и «среда обитания» — понятия простые, доступные, глаза и мозги не натрудишь. Дары природы в этой среде бесплатны, бери, сколько желаешь. Вот и берем, недоучившись.

Но неужели же ленца в школе, непонимание какого-то слоя и слишком большие желания у людей — это и есть причины кризисов? За долгую историю человечества причин накопилось в избытке. Наука о них давно рассказывает и предупреждает, но думать хочется не о природе и биосфере, а чтобы самим жилось все лучше, приятней и дольше. Природа же сама себя обеспечит: ремонта она не требует и не болеет, нам о ней волноваться не надо. Существа дикие, некультурные тоже проживут сами, без наших о них заботах. Так думали и продолжаем думать. Однако «дикие» почему-то не выживают, а вымирают и переходят в Красные книги. Это явный кризис, но где — у «диких» или у нас самих, в мировом хозяйстве и в головах? Опять надо думать…

Думаем мы нечасто, и это тоже причина кризисов, наряду с прочими. Читатели авторам, вероятно, заметят: если причин у кризисов много, выясните, как на рынке — что почем? Взвесьте разные причины, назовите правильные ключевые слова (какими пользоваться, чтобы поменьше кризисов), а потом говорите. Это верно. Людские ключевые слова действительно можно взвесить и сравнить их «смысловой вес». Все, что человечество о себе думает, как понимает жизнь на Земле — все это отражается в людском языке. Но сам он высказываться не умеет, а наука и разные исследовательские организации узнать мнение среднего земного обитателя из его языка пока еще не успели. Поэтому попробуем сами. В качестве мирового хранилища современных высказываний на самые разные темы лучше всего подходит Интернет. Начнем его опрашивать, надеясь по ключевым словам человечества понять образ мыслей современного общества в обитаемом слое Земли, хранимый в невысказанном виде в разных мировых языках.

Цели исследования словаря Интернета

Серьезное объяснение кризисов может дать только наука о биосфере и человечестве. Желаемую «стабильность» и «устойчивое развитие» человечества биосфера может гарантировать лишь при условии своей полночленности (непременное требование системологии), а она нарушается все глубже и шире. Но как, не обращаясь к системным научным знаниям, разъяснить далекому от науки населению, что такое биосфера и почему в ней возникают и размножаются кризисы? Далеким от науки людям для осмысления сложного мира нужны средства, доступные каждому грамотному человеку и допускающие проверку исходных данных и выводов. Таким средством, простым источником понимания, может стать Интернет. Целей исследования словаря существует множество, каждый может задумать их сам. Здесь и себе удовольствие, и польза обществу, особенно если ключевые слова подбирать по серьезным темам. Важные характеристики любого языка — частоты встречаемости слов, отражающих текущее бытие природы, людей и их здоровья. Для исследования людского мышления и языка Интернет открывает большие возможности, но требует участия самых разных специалистов. Так это и хорошо: специалистов у нас много — мало интегралистов. Понятно, что в такой работе текстологи и языковеды очень желательны. Поскольку эволюция языка протекает теперь быстро, вровень с эволюцией общества, мониторинг словаря Интернета мог бы дать ценные сведения об эволюции мирового общества и о его смысловых приоритетах сегодня. Частоты слов в языке — это как волновые частоты в электромагнитном спектре.

В электромагнитном спектре важны численные характеристики и соотношения волновых частот, а в мировом языке — характеристики и соотношения частот ключевых слов. Волновые частоты формируют световые и звуковые смыслы, а частоты слов отражают скрытые в языке отпечатки земного мира в массовом людском сознании. Сравнивая частоты встречаемости разных ключевых слов, можно выявить и ранжировать приоритеты глобального человечества и его интересы в начале XXI века. Не важно, какие произносим слова, важно какие в головах смыслы.

Ключевые слова, смыслы и их рейтинги

На приведенных гистограммах сравниваются частоты встречаемости слов по трем главным составляющим обитаемой области Земли — Гео, Био и Социо. Главными в группе Гео можно считать слова: «Земля», «атмосфера», «гидросфера», «педосфера» (почвенный покров Земли) и др. Главные слова о Био это: «жизнь», «живой», «здоровье», «человек», «народ», «растения», «животные» и др. Экологический ряд (Био + Гео) начнем со слов «биосфера» и «ноосфера», «обитание» на Земле, а продолжение зависит от конкретных целей исследователя. В ключевые по группе Социо отобраны слова, отражающие типичные людские интересы, формы занятий: «культура», «спорт», «медицина», «искусство» «технологии» и др. Индикаторами учебных предметов, а соответственно и форм научной и учебной деятельности каждого человека и всего социума, служат слова: «история», «литература», «география», «математика», «биология», «медицина», продолжение зависит от целей исследователя.
Во второй половине XX века сначала чувствами, а затем и умами завладело телевидение, а теперь Интернет. Социальный рейтинг Интернета отстает от рейтинга телевидения или его превысил? Какова встречаемость в современном языке слов о массовых коммуникациях в сравнении с другими словами? Или спросим иначе: что и насколько важнее — надежный, людей кормящий, поящий и одевающий вещественный мир, но с проблемами, или зыбкие волновые сигналы, коммуникации между людьми, возможность быстрых знакомств, приятных и легких общений, виртуальных порханий по всему миру и вольных высказываний?
Исследование встречаемости слов было проведено поисковиком Google с конца декабря 2010 по март 2011 года по общей выборке из 130 слов с повтором по отдельным позициям для подтверждения устойчивости оценок (на протяжении двух-трех месяцев они практически стабильны).
В таблице показаны образцы получаемых опросных данных, а на рис. 1 видим убедительную корреляцию при поиске слов по двум алфавитам. Стрелки на рис. 1 по отдельным точкам позволяют прочитать на осях графика мгновенную численность каждого слова в каждом из алфавитов. Корреляция частот по двум алфавитам позволяет интерпретировать рейтинги слов как «общемировые», по крайней мере, для северо-западной части людской популяции. Для удобства сравнений рейтингов из всей выборки слов были составлены отдельные группы, представленные на рис. 2–5.



Особенность выявленных рейтингов состоит в том, что их различие выражается порядками величин при общем диапазоне в 9–10 порядков.* Слово «жизнь» встречается в нашей выборке с наибольшей частотой (1,9·108 в кириллице) и «life» (3,6·108) в латинице. Слово «здоровье» занимает второе место (7,3·107 в кириллице) и «health» (2,4·109 в латинице). Слово «Земля» встречается гораздо реже (1,4·107 в кириллице) и «earth» (9,2·108 в латинице). Понять можно так: о своем здоровье надо заботиться, охранять от невзгод, а Земля проживет и без заботы о ней, без ее охраны. От чего ее охранять? Ни львы, ни тигры, ни даже бактерии ей не угрожают. А если подлетят метеориты — расстреляем.

Физическая подстилка жизни — «ground» встречается в латинице с частотой (4,4·108), а экологическая основа жизни — «soil» — на порядок реже (7·107). Это тревожный знак, поскольку почва живет и нас кормит, а грунт мертв. Тревожным представляется (сектор 4 в таблице) и то, что рейтинг слов «internet» (2,7·109) сравнялся с рейтингом слова «health» (2,4·109). Рейтинги «Google» (4,6·109) и «TV» (4,1·109) превысили рейтинги слов «life» (3,6·109) и «health» (2,4·109), а тем более слова «earth» (9,2·108). Что это значит? Вещественный мир, включая и человечество, оттесняется виртуальным миром? Если так, то неурядицы, кризисы и болезни нам гарантированы.

Рейтинги основных групп организмов откровенно отражают людские пищевые предпочтения — прежде всего к мясу животных, а вдобавок прочные шкуры и красивый мех (якобы «дары природы»). Получается, что люди — самые обыкновенные хищники, выедающие биологические виды, как и звери, по своему вкусу, не обращая никакого внимания на жизненно необходимую людям работу мелких и мельчайших существ — главных специалистов по динамической стабилизации биосферы. Самые мелкие, но исторически взрослые и серьезные организмы — это бактерии, тогда как их рейтинг у людей самый низкий. Показательно, что рейтинги биосферы и ноосферы на 1–3 порядка ниже рейтингов человека и человечества. В этом отражается свойственная людям тенденция возвеличения Человека с излишне большой буквы (основа мирового гуманизма). Но фактом остается то, что кормят гуманистов Земля и ее биосфера, включающая в себя все «дикие», негуманные формы жизни. Так ли хорош наш гуманизм? Основания для сомнений есть и уже немалые.

Понятно, что сравнивать важно не только абсолютные значения встречаемости ключевых слов, но также их относительные (нормированные) значения. Базой нормирования служит встречаемость слова, принятая за единицу.

На рис. 3а сравнивается нормированная по слову «биосфера» встречаемость слов, принадлежащих к трем главным вещественным блокам обитаемой области Земли — Гео, Био и Социо. Как люди ранжируют слова из трех этих групп? Главное ключевое слово в кириллице — «жизнь» (рейтинг в относительных единицах близок к 103). Совсем рядом стоят «здоровье» и «планета Земля». Рейтинги слова «атмосфера» и «почва» на порядок ниже «жизни» и «здоровья», а рейтинг глагола «обитать» почти такой же, как у биосферы. Вероятно, обитание на Земле люди воспринимают как понятие, далекое от «жизни», но близкое к «биосфере». На той же гистограмме (рис. 3а) показаны относительные рейтинги слов, образованных из комбинации лексических корней — Био, Гео и Мед (от слова «медицина»). Их рейтинги на 3–4 порядка величин ниже, чем у слова «жизнь». Вероятно, средний людской ум не осознает, что жизнь — явление сугубо системное, зависящее именно от комбинаций разных ее аспектов. Впрочем, надежной интерпретации здесь нет.
На рис. 3б сравниваются нормированные по слову «биосфера» рейтинги географических оболочек Земли (косное Гео). В сравнении с атмосферой рейтинги других оболочек на 1 и 2 порядка величин ниже. Высокая встречаемость слова «атмосфера» определяется тем, что она, в отличие от гидросферы, в наибольшей мере является окружающей человека средой. С атмосферой связаны главные климатические проявления, влияющие на людей. Между тем лимитирующим жизнь фактором сегодня становится пресная вода гидросферы. Еще ниже рейтинг слова «педосфера», тогда как почвенный покров Земли — главное условие биосинтеза и продукции органического вещества континентальной флорой. Атмосферу, гидросферу и почвенный покров Земли, образующие основу жизни и здоровья, люди ранжируют не по их важности, а по каким-то иным мотивам, возможно, что неосознанным. Это тревожный знак.
Гистограмма на рис. 4а показывает результаты опроса только по кириллице. Нормирование выполнено по слову «экология». Сравниваются рейтинги слов, отражающих познавательный мир человека и общества. Это «история», «литература» и «философия» (розовый овал). В эту же группу вошло и слово «медицина» (красный кружок), что явно отражает ее базовую гуманитарно-общественную функцию, а не лечебную специфику. Ниже гуманитарной группы следуют слова «химия», «математика» и «физика», уважительно называемые «точными» (желтый овал на рис. 4а). В нее вошла и «экология», явно не за точность знаний, а, как можно полагать, за интуитивно ощущаемую людьми важность экологии в шатком современном мире. Отметим субъективный перекос в людском сознании: группа базовых наук о биосфере и мире имеет рейтинг на порядок величин ниже, чем гуманитарная группа.
Далее на той же гистограмме следует рейтинг слова «социология», обозначенный голубым кружком. Ее примитивный аналог в системе образования — «обществоведение» (голубой кружок справа внизу гистограммы) справедливо отброшен на последнее место в рейтинге.
Еще один перекос в осознании бытия: рейтинги наук о жизни — «биология», «генетика», «физиология», «биохимия» и «систематика» (зеленый овал) отстают от всех фундаментальных знаний о природе. Низкий рейтинг биологических знаний в значительной мере можно объяснить примитивным уровнем, слабой наукоемкостью застарелого курса биологии для средней школы, не отвечающего общенаучным стандартам начала ХХI века. Низкое качество учебных знаний о жизни ведет к отставанию биологических основ медицины от требований сурового века.
По той же группе слов их частоты были определены по другому алфавиту — латинице. Гистограмма в основном повторяет тренд по кириллице (рис. 4б; цветная разметка та же), но следует примерно на порядок величин ниже. Численное различие между двумя алфавитами выражает коэффициент 1,147 в уравнении для частот слов (см. на рис. 1 вверху). Есть между этими гистограммами различия, которые следует отметить. Рейтинги математики и физики в латинице в 3–5 раз выше, чем у тех же наук в кириллице. Рейтинг биологии на порядок выше. Выражение «Social science» имеет более широкий смысл, чем славянское слово «обществоведение», так что сравнивать их рейтинги не следует.
Наконец, о формах людской деятельности, занятиях. На рис. 5а, 5б по двум алфавитам сравниваются абсолютные значения частот слов: «спорт», «техника», «культура», «искусство», «технологии». Самое характерное то, что по кириллице рейтинги всех перечисленных слов на порядки выше рейтингов слов не только о Земле и жизни, но и о человечестве в целом, вместе с его здоровьем. В латинице слова «искусство» и «технологии» опережают «спорт». Что спорт стал главной мужской ценностью славянского мира начала XXI века — не новость. Похоже, это остров быстрого, живого, восторженного удовлетворения людей массового труда. На рис. 5б рейтинги той же выборки слов нормированы по самому массовому занятию — спорту. Любопытно: рейтинги по кириллице и латинице существенно расходятся. Люди со славянским алфавитом весьма склоны к технике, но мало склонны к технологиям (похоже, как есть в реальности), а люди с латинским алфавитом — наоборот (тоже правдиво). По культуре почти равенство, а по искусству каждый увидит сам и сделает свои выводы, особенно искусствоведы.

Сопутствующие размышления

Неспокойная ситуация в мире побуждает думать, а вопрос «на кону» предельно актуален: в чем корни многих глобальных неурядиц, кризисов и проблем на ближайшие годы? Где лежат источники неурядиц — поровну в Био, Гео и Социо или где-то  больше и глубже?
Самые болевые точки современного социума — это бизнес, большие деньги и личные карманы. Но что под ними? Какая у этих болей основа? Ответ давно содержится во всех школьных учебниках, но выразим его своими словами. Система вещественного снабжения социума подобна системе пищевого снабжения нашего тела. Самые тонкие и чувствительные сосуды социума, пищевые, бытовые и развлекательные, уходят в мир растений, животных и микроорганизмов. Ими питаемся и любуемся, их разнообразно используем. Главные же людские сосуды-щупальца — самые мощные, уходят в косное тело Земли. Оттуда, из сырьевой базы, питаются все главные бизнесы и технологии, оттуда же поступают и молекулярные вещества для глобального биосинтеза. Именно Земля с ее атмосферой, гидросферой и всеми живыми организмами формирует (биологически и технологически) необходимые условия жизни, а во многом и климат. Отсюда простой вывод: в социуме лишь верхушка людских неурядиц, а корни нарастающих, будущих невзгод и кризисов лежат в обитаемой области Земли, где Гео, Био и Социо системно связаны и лечить их надо не по отдельности, а в единстве. Взаимосвязаны, неразрывны и главные дефициты — общеэкологический, минерально-ресурсный, энергетический, продовольственный, водный и по здоровью. Все эти ресурсы не бесконечны и истощаются быстро. На что надеемся? Системно понять общую причину всех дефицитов до сих пор не сумели. Чего, казалось бы, проще при такой высокой людской культурности? Да нет ее, этой культурности, в должной мере; культура жизни и обитания на Земле в самом большом дефиците. Это многие уже поняли и об этом заговорили, только вот плохо их слышно, слышно — непонимающих.
Накопленные веками знания о жизни на Земле человечество по-настоящему не осмыслило, глобальные знания не обобщило. Основы своего бытия понимаем плохо. Это следует из зримых, очевидных фактов, без всяких рейтингов. Рейтинги ключевых слов лишь подтверждают множественное, массовое непонимание своего обиталища. Земля, за счет которой живем, а заодно и кормящие всех почвы у людей на задворках сознания. Возвеличенного абстрактного Человека ставим на порядки величин выше всего человечества с его здоровьем. Рейтинги форм социальной жизни и деятельности гораздо выше рейтингов всех биологических форм и состояний жизни. Рейтинги наук и учебных предметов ранжируются случайным образом, без намеков на понимание устройства биосферы. Социальные коммуникации имеют оценки на порядки величин выше основ бытия. Телевидение, Интернет и виртуальное бытие побеждают реальное бытие? Какого «устойчивого развития» при таких приоритетах общества можно ожидать? Вопросы очень ответственные, а ответы тревожные; нужны проверки рейтингов разными способами и по разным выборкам слов, а пока остается так.
Обвинять человечество в незнании и непонимании биосферной пленки, охранных земных оболочек и «смыслов жизни» нет оснований: мировая система образования не давала и не дает сегодня фундаментального знания о биосфере и жизни в согласии с ней. О какой научной «картине жизни на Земле» может идти речь, когда биология изучает жизнь отдельно от Земли, заменив космически мощную, сложную, иерархически организованную систему, какой является Земля, научно беспомощным понятием «окружающая среда»? Она состоит из нескоррелированных между собой «факторов», неизвестно что окружающих, поскольку она безгранична. Это искусственный, неоперабельный продукт незрелой науки XVIII века. Как понятия ориентировочные (наподобие сторон света «юг», «север» и др.) термины «окружающая среда», «внешняя», «внутренняя» вполне приемлемы, служат исправно. Однако обозначения сторон света основой для создания географических теорий не стали. Точно так же понятие «окружающая среда» не дает никаких оснований для теоретизирования в биологии.
Жизнь изучается в школах и университетах не только отдельно от Земли, но и отдельно от людского общества. Общество развивается быстро, а теперь — стремительно, тысячекратно опережая развитие живой природы. Это могучий прорыв человечества в «светлое будущее», к «устойчивому развитию» или тягучий спуск к будущим кризисам и стагнации? Научно-технический прогресс людям полезен всегда, в любом виде или когда-то  опасен? Прежде такими во-просами не задавались, теперь же они явно напрашиваются. Какой прогресс во благо, а какой во вред — зависит от состава знаний, в какую сторону они направлены. Представим себе, что наука о биологии человека, его здоровье, болезнях, лечении, профилактике вытеснилась бы в школах и университетах науками об изготовлении разных полезных людских изделий. В быту и для заработка это было бы полезно и хорошо. Однако, оставшись без медицины и валеологии, люди стали бы болеть и умирать. Разве не так? В истории научно-технического прогресса такая подмена происходит в глобальном масштабе.
Стремительное развитие человечества в техническом и потребительском направлении привело к тому, что с начала промышленной революции науки о жизни, природе и Земле стали все больше вытесняться науками о людских изделиях, о промышленности, торговле, транспорте, конторской и банковской деятельности, о вооружениях и ведении победоносных войн. Общество — сложнейшая живая система, а наука о нем, обществоведение, утратила качества науки о жизни и превратилась в прикладную социологию с разными потребительскими направлениями. Целью знания и образования стали не жизнь социума, не здоровье мировой людской популяции и не желаемое «устойчивое развитие» человечества, а прибыль и «деловой успех». И так на всех уровнях — от человека с его личным успехом до государства с его успехом на мировой арене. Разве не так? Изделия, технологии, купля и продажа всего, хитрые экономические, банковские, юридические и прочие комбинации, массовые коммуникации — все это вместе взятое совершенно затмило и отодвинуло на задний план самое для жизни главное — условия и механизмы природной, бесплатной, автоматной стабилизации обитаемой области Земли с человечеством в ней. Люди гордятся своим научно-техническим прогрессом, а виды живых существ в этой же обитаемой области вымирают и переходят в Красные книги. Туда же, в лучшем случае — к измельчанию, постепенно идем и мы.
Что, где и как надо исправлять и лечить? Неужели на всех биосферных уровнях сразу?
Лечить обитаемую область Земли — задача непосильная во всех отношениях. Когда человек серьезно болен и лечение не получается, врачи стараются максимально использовать собственный автоматизм тела, его гомеостаз. Опыт медицины показывает: если своему организму-автомату помогать, он выдюжит. Автоматизм биосферы (ее собственный гомеостаз) дей-ствовал миллиарды лет, его надежность проверена. Израненной биосфере, ее автоматным силам надо теперь помогать. Наука помочь может, она на марше. Мировая система образования тоже на марше, но идет не в спасительном направлении, а в коммерческом, силовом, бранном. Мы за всё, почему-то «боремся» и других учим бороться, даже в мирное время — «холодными» способами. Если строить образование в направлении мирном, теплом, дружеском, подражая биосфере, то она поможет человечеству выжить, потому что неизмеримо разумнее и сильнее нас. Чтобы систему образования откорректировать, времени много не надо и средств у человечества хватит. А возможен ли другой выход из ситуации — кто это знает?

Совсем простыми словами

Если простыми словами, то на вопрос «что происходит?» прост и ответ. Биосфера — природный автомат, работающий миллиарды лет, успешно и совершенно бесплатно. Биосфера обслуживает всех живых существ, сколько бы их, разных, эволюция ни породила. Породила, наконец, и людей. Люди самые из всех умные? Как раз нет. Даже не самые старшие. Если по историческому возрасту биосферы, то самые старшие — бактерии. Именно они стали первыми живыми законодателями на Земле. Недоучившись (по меркам природы), люди стали придумывать свои законы, чтобы самим жилось все лучше, а «дикие» растения и животные пусть живут на подножном корму и не жалуются. Но жаловаться они не могут, поскольку нет у них людских слов, а биосфера их без слов понимает. Беды «диких» поняв, она самыми разными способами людям давно указывает (на своем, разумеется, языке), что законы, которые они себе придумали, расходятся с главными законами биосферы, которые для всех существ едины. Пока с устройством биосферы и ее законами люди не познакомятся, неполадки и кризисы не прекратятся, а лишь обострятся. Вот почему наука давно и упорно твердит: учиться, учиться и учиться. Без этого по добру не выживем, измельчаем, как юрские динозавры, до совсем ничтожных размеров.
У людей задача — учиться, а у наук задача своя: срочный анализ проблем человечества. Он с очевидностью необходим, но по многим причинам задерживается. Вот почему мониторинг словаря Интернета может оказаться кстати, пусть как подсобное средство, но зато доступное каждому грамотному человеку: ставить вопросы, узнавать ответы, сомневаться, думать и тут же себя проверять. Одно удовольствие и без всякой борьбы.

* Логарифмическая шкала удобна тем, что «единицей отсчета» является порядок величин. Общеизвестный пример — шкала единиц pH, т. е. логарифмов концентрации водородных ионов, обычно от 2 до 12. В нашем случае это были бы логарифмы частот слов от 1 до 10.