Последние несколько лет расходы на образование на государственном, региональном и местном уровне огромны. В то время как мы хотим достаточного финансирования школ для обучения детей, простое увеличение вливания денег не является панацеей для системы образования.

Горькая правда состоит в том, что наша система образования подорвана, и причиной этому стали не только разрушение системы, структуры и философии, которая является основой образования. Наша система образования чрезвычайно не эффективна, потому что способ обучения детей не соотносится с тем, что мы знаем о способности мозга воспринимать знания.

Фактически, существующая система – это худшая среда, в которую можно поместить детей. Это мнение разделяет Джон Медина, признанный молекулярный биолог, автор книги «Правила мозга: 12 принципов выживания и преуспевания на работе, дома и в школе» ("Brain Rules: 12 Principles for Surviving and Thriving at Work, Home and School", сайт автора).

Согласно Медине, человеческий мозг эволюционировал на протяжении миллионов лет для того, чтобы учиться, решать проблемы и выживать. В то время, когда наши древние предки спустились с деревьев и начали исследовать джунгли в поисках еды, людям приходилось проходить по 10-12 миль в день, чтобы обеспечить себя едой. С течением времени они научились избегать хищников, находить пищу, воду и приют, а также решать другие проблемы, связанные с выживанием.

Исследование Медины раскрывает многие другие факты о человеческом мозге, которые противоречат всей системе образования. К примеру, мозг лучше получает новую информацию через изображение, а не через написанные или произнесенные слова. Наше внимание может быть захвачено на 10 минут, а затем мы теряем интерес и переключаемся. У разных людей разные участки мозга развиваются с разной интенсивностью, это означает, что мы учимся не одинаково. Человек может быть умным в разных смыслах, и это не определяется тестами на уровень IQ или стандартными исполнительскими тестами. Очень важно развивать эмоциональное образование.

Исследование показывает, что школьники лучше учатся тогда, когда они активны. Они лучше могут сконцентрироваться на предмете изучения. Они менее склонны вести себя вызывающе в классной комнате. Они лучше себя чувствуют, имеют более высокую самооценку, менее склонны к депрессии и беспокойству.

Итак, на что же похожа наша система образования?

Большие классы, созданные не на основе уровня знаний, а по возрастному признаку. Дети сидят на стульях часами, отвечая на вопросы учителя или читая учебники. Всё больше и больше школ отказываются от перемен и уроков физкультуры. В классе учат давать правильные ответы вместо того, чтобы научить ребенка думать и решать проблемы.

Мы не могли бы создать худшую среду для обучения, даже если бы постарались!
Очевидно, что мы не можем изменить систему образования за одну ночь. Но мы можем бросить вызов своими идеями, своей позицией и принять на себя ответственность за организацию системы образования, а затем решить, насколько они соотносятся с современными исследованиями, касающимися мозга и способности обучаться.

Затем мы должны задать множество вопросов «А что, если?»: А что, если мы создадим систему образования, нацеленную на выгоду студентов, а не министерства образования, учителей, родителей и административного персонала? Другими словами, что, если мы создадим её вокруг того, что мы знаем о человеческом мозге и его способности учиться?
Это приведет к следующим интересным вопросам, таким как:

Какого размера будет идеальная классная комната?
А нужна ли вообще классная комната?
Как мы учтем тот факт, что люди не обучаются одновременно и с одинаковой скоростью?
Как можно спроектировать классные комнаты, которые позволяли бы студентам быть активными и учиться одновременно?
Как можно внедрить в учебный процесс использование большого количества изображений?
Как можно разбить типовой 50-минутный урок на 10-минутные куски, соотносящиеся с временными промежутками, с течение которых мозг может сохранять внимание?
Если это звучит как радикальные призывы к революции в образовании, то так оно и есть. Но мы не можем игнорировать тот факт, что в образование вкладываются всё большие деньги, а знания студентов падают.

Кажется, Альберт Эйнштейн сказал, что проблема не может быть решена на уровне мышления, создавшего её.
Моё первое предложение для каждого, кто имеет отношение к системе образования, - прочитать «Правила мозга». И только тогда мы сможем начать задавать верные вопросы, чтобы поднять наше сознание на новый уровень.