Термин «XXI век» уже давно стал составной частью образовательного мышления и планирования на будущее. Администраторы  и преподаватели заняты поисками способов для подготовки студентов на будущее, а система образования развивается быстрее, чем когда-либо ранее.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что механическое запоминание не является успешной стратегией обучения, а классные комнаты и аудитории не всегда могут быть идеально приспособленными для занятий со студентами.

Несмотря на изучение навыков, которые понадобятся студентам, чтобы достичь успеха в XXI веке, а также того, какие концепции образовании стоят внимания, а какие – нет, учебные заведения вместе с преподавателями все еще пытаются выяснить, какова должна быть их роль в  преподавании студентам в XXI столетии.

В прежние времени роль преподавателя заключалась в подготовке студентов для определенных заданий, которые они должны были  полностью выполнить (будь то торговля, ремесла или профессии). Кроме того, общины были более однородными, поэтому имелась необходимость передачи и использования особых культурных и других  ценностей с целью последующего их существования.

Сегодня мир, в котором живут люди, уже не является однородным. Общество представляет собой конгломерат различных культур и верований. Глобализация сделала мир доступнее и позволила соединить людей новыми способами. Мы смешиваем традиции и создаем уникальные системы представлений, которые не преподаются ни в одной аудитории, и которые развиваются благодаря нашему жизненному опыту и чувствам. Мы передаем наши ценности и культуру без ожидания перенятия их аудиторией – достаточно, чтобы она их просто признала.

Итак, какова же роль образования в XXI столетии?

Как и всегда, роль образования, по сути, состоит в становлении студентов в качестве активных и успешных членов общества. И, хотя сущность роли образования сегодня не изменилась, все же имеются некоторые важные перемены, которые стоит рассмотреть.

Произошли изменения в обществе. Мы не можем адекватно готовить студентов для общества, которое существует сегодня или будет существовать завтра, если мы будем продолжать готовить их для общества вчерашнего дня. Чтобы подготовить студентов для выполнения ими своих функций в XXI столетии, мы должны учесть некоторые моменты во время принятия решения  о том, каким должно быть образование в учебных заведениях.

1. Обучение должно быть личностно-ориентированным

Времена преподавателей, читающих лекции, уже прошли, хотя и не полностью. В то время как личностно-ориентированное обучение настоятельно рекомендуется в XXI веке, это еще не означает, что  преподаватели не смогут уже читать лекции. Это также говорит и о том, что теперь основным источником знаний в аудитории  может выступать не только преподаватель. Образовательный процесс уже не сводится лишь к  восприятию информации, полученной от преподавателя, и ее усвоении. Для внесения личного вклада в общество студенты должны иметь возможность получать новую информацию по мере появления каких-либо проблем. Также им потребуется объединить новую информацию с уже имеющимися у них знаниями и с их помощью  решить вопрос. Им уже не придется обращаться к преподавателю в поисках ответов, они должны будут сами этому научиться.

В данной модели классных занятий преподавателю отведено место помощника для студентов.  Вместо пассивного получения информации студенты должны будут сами ее добывать, под руководством своего преподавателя.

Приветствуются различные стили обучения, и у студентов появляется повышенная мотивация и чувство ответственности. Студенты принимают участие во многих видах практической деятельности, а заодно и показывают свои знания. Обучение – это исследование, а не простое запоминание информации.

2. Обучение должно быть совместным

Студенты должны научиться сотрудничать друг с другом. Общество сегодня включает в себя людей, которые сотрудничают по всему миру. Как студенты смогут работать с людьми-представителями других наций, имеющих совсем иные духовные и культурные ценности, если они не в состоянии наладить контакт с людьми, которых каждый день видят в аудитории?  Студентов также надо поощрять работать вместе с целью получения информации, объединять их. Сотрудничество должно носить поступательный, динамичный характер. Студенты должны научиться распознавать возможности и способности, которые каждый человек может привнести в проект, и меняться ролями, в зависимости от данных атрибутов. Учебные заведения также должны сотрудничать с другими образовательными учреждениями по всему миру, чтобы делиться информацией и узнавать о различных  разработанных  практиках и методах. Они должны быть готовы изменить свои методы обучения в свете новых достижений в данной области.

3. Обучение должно быть контекстным

Термин «личностно-ориентированный» вовсе не означает, что преподаватель теряет полный контроль над ситуацией в аудитории. И, хотя существует поощрение студентов за получение знаний разными путями, преподаватель по-прежнему осуществляет руководство в отношении навыков, которыми студенты должны овладеть. Также он может помочь им понять, каким образом те навыки, которыми они овладевают, могут быть применены в жизни. У студентов будет намного больше мотивации изучить что-то такое, что, на их взгляд, будет полезно в жизни. Поскольку мы больше не готовим студентов для выполнения ими конкретных задач и функций, нам следует принять более общий подход и обучить их навыкам, которые подойдут для любой ситуации. В занятиях нет большого проку, если они никак не влияют на жизнь студентов вне стен учебного заведения.

4. Учебные заведения должны быть интегрированы с обществом

Для подготовки студентов в качестве ответственных граждан, мы должны уяснить, что входит в понятие «ответственный гражданин». Учебные заведения будут больше работать в отношении этого путем организации мероприятий для учебного сообщества, поощряя студентов вступать в  комитеты или принимать участие в проектах учебных заведений, а также периодически помогая делами окружающему их сообществу, например, развозить продукты или убирать от мусора окрестности. Сегодня студенты, вооружившись технологиями и интернетом, способны на многое. Наше сообщество уже не просто область пространства вокруг учебного заведения – оно простирается дальше и охватывает весь мир. Обучение должно помочь студентам принять участие в мировом сообществе и найти способы воздействия, которые были бы  больше, чем простое соседство. Это не означает, что им не нужно знать про ценность помощи окружающим их людям и природной среде. Они также должны знать, как  они  могут помочь  защитить мир, который, хоть и находится далеко от них, но все время становится ближе.