Google использует собственные силы в преподавании курсов, необходимых для построения карьеры, в том числе и относящихся к дополнительному образованию, как, например, кикбоксинг и навыки общения для инженеров. Журналу «Fast Company» удалось узнать, что же представляет собой учебный план и на каких принципах построено обучение в Google.
Адам Грин активно задействует учащихся во время ведения своих лекций по визуализации данных. «Кто-нибудь может прочитать ноты?», - спрашивает он, прежде чем показывать видео, которое передает нотное обозначение в более наглядном виде. «Кто-нибудь из вас служил в армии?», - спрашивает он, прежде чем объяснить, что эта ветвь власти отдает предпочтение белому шрифту на темном фоне. И вот, наконец, после рассмотрения основ он переходит к сути: «Что бы вы предприняли, чтобы сделать этот график более четким?»
Его 19 студентов делают записи, отодвинув электронные устройства, с которыми они пришли, к центру стола. Большинство из них довольно молоды, и если не брать во внимание женщину с гарнитурой Google Glass, это вполне может быть обычной аудиторией в колледже.
Но это не так. Это конференц-зал Google в Нью-Йорке. Все находящиеся здесь - сотрудники Google, в том числе и сам Грин. Большую часть времени он работает в Торонто в отделе Google по взаимодействию с рекламными агентствами.
Однако, в такие дни, как сегодня, он участвует в программе под названием "Googler for Googler" (от сотрудника к сотруднику), которая заставляет сотрудников из разных департаментов выполнять определенные роли, которые были бы заняты в ином случае сотрудниками отдела кадров. Класс Грина является частью центральной учебной программы Google, которая включает в себя курсы по менеджменту, профориентации и по приобретению навыков публичных выступлений. Другие курсы, изучающие по программе «Googler для Googler» все возможное, от кикбоксинга до воспитания детей в семье, - были инициированы и разработаны сотрудниками.
Бывший инженер Google Чейд-Мэн Тан, например, организовал популярный курс на внимательность, который стал его новым проектом (название: Отличный Парень) и основой для книги (название: Поиск Внутри Себя). Курс под названием «Творческие способности для инноваций» запустил процесс дизайнерского мышления в компании. В 2013 году уже около 2 000 сотрудников Google добровольно увлеклись преподаванием курсов в рамках программы, и вместе они будут преподавать около 55% официальных курсов компании.
И дело не в деньгах. Google кормит 37 000 сотрудников изысканной едой три раза в день. И, безусловно, может позволить себе нанять профессионального педагога. Но компания считает, что это хорошая бизнес-идея, когда сотрудники обучают сотрудников. И вот почему:
Содействие культуре обучения
Сказать своим сотрудникам, что вы хотите их обучать – совершенно другое, нежели просить их продвигать эту культуру самостоятельно. Предоставление сотрудникам обучающих ролей, как говорит руководитель Управления кадрами Google Карен Мей, делает обучение частью совместной работы больше, нежели это способно сделать HR какими-либо другими способами.
Хотя курсы по управлению проектами, возможно, и более непосредственно связанны с производительностью труда, чем кикбоксинг, любые возможности для обучения способствуют достижению цели сохранения культуры.
"Предлагая широкую учебную программу, - говорит Мей, - мы в состоянии удовлетворить широкий спектр потребностей и интересов. Думаю, что это заставляет людей чувствовать, что они могут полностью реализовать себя на работе, будь то занятия фотографией, скалолазание или уроки внимательности».
Вовлечение в процесс обучения
Привычка Сергея Брина просить потенциальных кандидатов на работу в компании научить его тому, что он не знает, стало уже частью мифологии Google. «Когда я услышал эту историю, - говорит Мей, - я сам задавал этот вопрос несколько раз ... Сначала они смотрят на тебя с иронией, думают в течение минуты, а затем их глаза начинают светиться. И они говорят вам о чем-то, чем очень увлечены. И так они чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы научить кого-то другого».
Способ обучения от сотрудника к сотруднику дает им такую же возможность. «Это замечательный способ, чтобы вовлечь кого-либо в процесс обучения, - говорит Мей. - В некотором смысле, вы получаете возможность увидеть лучших из них».
Учителя, занимающиеся повышением квалификации по месту работы, получают наивысший бал
Грин, опытный «продажник», не единственный, кто может постоять за себя перед классом, несмотря на отсутствие профессиональной квалификации в сфере преподавания. Оценка Google своих курсов (да-да, у них есть такие данные, хотя они и отказались поделиться деталями) показывает, что качество работы учителей из отдела HR соответствует такому же у учителей, для которых сфера образования является основной работой.
Сотрудники, руководители которых прослушали курс о том, как лучше проводить переговоры о продвижение по служебной лестнице, например, сообщили, что эти качество переговоров улучшилось независимо от того, работал ли их преподаватель полный рабочий день совместно с ними или был волонтером из другого отдела компании. Процесс, конечно же, можно было бы улучшить определенным образом.
«Если мы можем взять кого-то, кто преуспел в определенной области, и просить его не только поделиться теоретической частью, но и показать свои достижения на практике, эффект от курсов будет в разы больше», - говорит Мей.
Любая компания может сделать это
Компании тратят все больше денег, чем когда-либо, на переквалификацию своих работников. Согласно отчету Deloitte, общие расходы на обучение выросли на 12 процентов в прошлом году, по сравнению с 10 процентами прироста в 2011 году. Даже те компании, которые не могут позволить расходовать свой бюджет таким образом, имеют возможность получить преимущества обучения, задействовав интересы и увлечения своих сотрудников.
Для того чтобы запустить программу, не требуется никаких специальных технологий или масштабных мероприятий, или даже много времени.
Совет от Мея? – «Организуйте основу, чтобы процесс запустился, а потом отойдите в сторону».