Является ли адаптивное обучение решением проблем современного образования? Что собственно такое это «адаптивное обучение»?
Адаптивное обучение – это обучающая модель, которая представляет технику в качестве «интерактивных обучающих устройств» и задействует новые технологии с целью их адаптации для нужд учащихся. Задача этого метода – создание оптимизированной модели обучения, которая учащихся из простых слушателей превращает в активных и готовых к сотрудничеству участников процесса обучения.
Адаптивное обучение и система Монтессори (справа) значительно отличаются от традиционного образования (слева), что видно невооружённым глазом
Нельзя сказать, что адаптивное обучение совсем уж новый метод. Он существует уже почти 100 лет. Впервые его разработала итальянский педагог теоретик Мария Монтессори (Maria Montessori). Опираясь на идею, что каждый учащийся уникален и отличается от другого, Мария разработала педагогический метод, впоследствии названный система Монтессори, позволяющий сосредоточиться на потребностях развития ребенка. Ее педагогика построена на таких принципах, как например:
Ученики лучше усваивают материал, если их индивидуальные потребности, связанные с процессом обучения, удовлетворены
Ответная реакция педагога на успеваемость учащегося должна варьироваться в отношении каждого отдельно взятого учащегося.
Лучший результат достигается, когда учащийся соперничает не с другими учениками, а с со своими предыдущими достижениями.
Адаптивное обучение строится на основных принципах, разработанных Монтессори – отсюда связь между двумя подходами. Другими словами, адаптивное обучение подразумевает интеграцию технологического элемента в систему Монтессори.
Ниже приводится разница между адаптивным обучением/системой Монтессори и традиционным обучением.
Система Монтессори
Традиционное обучение
Упор на когнитивное и социальное развитие
Упор на социальное развитие
Педагог играет «направляющую» роль в процессе занятия
Педагог является центральной фигурой в процессе занятия, играет «контролирующую» роль
Среда и метод обучения развивают самодисциплину
Педагог главным образом обеспечивает дисциплину
В основном индивидуальный подход к преподаванию
Групповой и индивидуальный подход к преподаванию
Разные возрастные группы
Одна возрастная группа
Работа в группах стимулирует детей помогать и учить друг друга
Учит в основном только педагог
Ребенок сам выбирает занятия
Готовое расписание сформировано для ребенка
Ребенок вырабатывает собственные принципы, с помощью материалов для самостоятельной работы
Учитель подводит ребенка к определенным принципам
Ребенок работает над выбранным проектом столько времени, сколько считает нужным
Ребенку обычно отведено определенное время на работу
Ребенок развивается в собственном ритме и направлении
Ритм и направление вырабатываются и задаются группой
Ребенок сам замечает свои ошибки при работе с учебными материалами
При проверке работы, на ошибки обычно указывает педагог
Ребенок закрепляет знания посредством повторения и за счёт внутреннего чувства успеха
Знания закрепляются за счёт внешних факторов посредством повторения и вознаграждений
Материалы для физического исследования, позволяющие затронуть несколько органов чувств
Меньше материалов для развития органов чувств
Организованная программа по уходу за собой и окружающей средой (гигиена и уборка)
Меньший упор на уход за собой
Ребенок может выбирать место работы, свободно передвигаться и общаться (при условии, что мешает другим работать); работа в группах на условиях добровольности
Ребенок должен сидеть на отведенном месте, при этом участвовать в процессе группового занятия, сидеть на месте спокойно и слушать внимательно
Организованная программа по разъяснению родителям философии системы Монтессори и их вовлечению в процесс обучения
Участие родителей – дело добровольное, да и не всегда приветствуется